Женский портал «FemaleStyle» - всё о здоровом образе жизни! Красота, здоровье, фитнес, диеты, правильное питание, материнство.

Что такое психология творчества?

Основы психологии творчества


Все мы хотя бы раз занимались творчеством. А пытались ли вы вникнуть в суть таких занятий? Поможет в этом психология творчества.


Что это?


Что такое психология творчества? Это раздел психологии, который изучает создание человеком чего-то нового, ранее неизвестного, причём в самых разных сферах жизни: в науке, искусстве, технике, а также в обыденной повседневной жизни.


К сожалению, пока данное направление только развивается и чёткой теоретической базы не имеет. То есть наука существует лишь в рамках исследований, экспериментов, наблюдений. Да, имеются некоторые рекомендации, но чёткого ответа на вопросы о том, как развивать творческие способности и как внедрять творчество в обычную жизнь, нет.


Основы


Вообще, термин «творчество» охватывает не только деятельность личности, но и создаваемые ею ценности, которые из жизни и судьбы конкретного человека переходят в общество, культуру, науку и прочие сферы. И творчеством считается процесс, который может привести к созданию определённого продукта. Но этот процесс многогранен, сложен и зачастую неподвластен никому, кроме самого создателя.


Что такое психология творчества?


Основами психологии творчества являются отношения между процессом творчества, продуктом, а также самим «творцом». Процесс должен принадлежать личности, а вот продукт впоследствии принадлежит культуре.


Основными предметами изучения психологии творчества являются творческое и креативное мышление человека, его внутренний мир, так называемых духовный потенциал, эмоциональная окраска процессов, вдохновение, индивидуально-психологические особенности личности, интуиция, воображение.


Кроме того, направление также охватывает и воздействие, которое на личность могут оказывать творческий коллектив (если он существует), общество в целом, ситуация в мире, тенденции, а также факторы, стимулирующие творческую активность (к ним относятся мозговые атаки, некоторые препараты, дискуссии и так далее).


Разные учёные выдвигали разные теории. Например, Фрейд считал, что творчество представляет собой бессознательные компоненты и мотивацию. А мотивация связана с так называемым эросом, то есть влечением к жизни, которое основывается на сексуальном влечении. То есть самой творческой частью человеческого разума является бессознательное.


Юнг отчасти соглашался с Фрейдом и во главу созидательной деятельности ставил бессознательное. Но также он добавлял, что в человеке есть два начала: личностное и творческое. И от взаимодействия этих начал будут зависеть способности, свойства, черты, умения.


Келли видел творчество как альтернативу банальности. Человека он считал учёным и исследователем, который взаимодействует с миром и интерпретирует его, по-своему перерабатывая информацию. То есть вся жизнь – это ничто иное как творческий процесс.


Олпорт и Фромм рассматривали творчество как образ жизни человека. Роджерс в основу ставил «поле опыта», которое включает в себя ощущения, события, воздействия, восприятия, которые человек отбирает, сам не понимая того. А Маслоу назвал творчество функцией человека, включающей все формы самовыражения.


Какую деятельность можно считать творческой?


Творческой может называться любая деятельность, в результате которой создаётся что-то качественно новое. Но чётких границ между творчеством и обычной деятельностью просто нет, и это признают многие психологи. Вернее, они могут определяться, но лишь субъективно.


В процессе создания чего-либо человек может опираться как на собственный опыт, так и на опыт других людей, а также на какие-то ожидания, общепризнанные тенденции. Чужие идеи могут использоваться для вдохновения, которое является неотъемлемой частью процесса. И это вовсе не говорит о том, что создатель просто «украл» чужие мысли. Он их преобразовал, изменил, добавив что-то своё. И это тоже творчество.


Разновидности творчества


Выделяют следующие виды творчества:


Научное творчество – это открытие и интерпретация закономерностей развития, а также явлений реального мира. Особенностями такой разновидности являются логика, опора на абстрактное. Конечный продукт – это знание.
Техническое творчество охватывает практическое или технологическое преобразование действительности. Опирается оно на действенное и образное мышление. Продуктом являются механизмы и конструкции.
Художественное творчество – это эстетическое освоение окружающего мира и действительности, а также удовлетворение эстетических потребностей личности, то есть стремления к прекрасному. Основной является наглядное и образное мышление. Продукт – это художественный образ, который заключён в какой-то материальный объект, например, в поэму, скульптуру, картину.
Сотворчество – это восприятие произведений искусства, их интерпретирование.
Отдельно выделяется детское творчество, которое заслуживает особого внимания и является очень интересной разновидностью. По сути, творчеством занимаются все дети, ведь даже такое обычное и повседневное занятие как игра уже может расцениваться как творческий процесс, ведь в процессе ребёнок подключает воображение, фантазирует, придумывает что-то новое.
Педагогическое творчество – это поиск чего-то нового в педагогической сфере с целью дать больше ученикам, научить их чему-то особому.

А вы – творческая личность? Если да, то статья точно будет полезной для вас.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.